1. Школьная фотография5

    Имя:

    Пароль:

    Запомнить

  2. Информационная структура сайта Написать сообщение Внимание! Сайт находится на реконструкции Рабочие программы
    1. низ доски
    2. День Святого Михаила

      Задумываемся ли мы в детстве о духовном содержании праздника? Пожалуй, нет. Мы просто радуемся его чудесам и всей душой отдаемся волшебным ритуалам. Ведь ребенок пока еще больше существо духовного мира, чем физического. Его путь в земную жизнь лишь в самом начале. Потому так важны для него внешние атрибуты праздника. А его внутреннее содержание ребенок переживает пока неосознанно, зачастую гораздо глубже взрослых. Ведь, праздники как раз и есть те вехи, которые помогают детской душе вжиться в солнечный ритм земного бытия.

      В этом смысле первый класс закладывает основу не только на последующие школьные годы. Но и на всю будущую жизнь человека. Именно поэтому первый школьный год ребенка так насыщен особенными праздничными переживаниями. Это и наш «первоклассный» урожай на празднике Осени, и крохотная отважная Пичужка, принесшая огонь на землю, и таинственный путь от тьмы к свету по адвентской спирали, и конечно, посвящение в рыцари.

      Мы приурочили его ко времени Архистратига Михаила, предводителя небесного воинства в битве против зла, защитника добра, правды и благ всего человечества. На Руси не было города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Михаилу. Всем известен Архангельский собор в Московском Кремле. Город Архангельск получил свое имя от Михайло-Архангельского монастыря, основанного в XII веке. В Иркутске же в XVIII веке была освящена церковь во имя Архангела Михаила. На старинных иконах, хранящихся в нашем художественном музее, Михаил изображен в красном плаще, с белыми крыльями за спиной и огненным мечом в руке.

      Для первоклассников же этот праздник – прежде всего переживание образа смелого рыцаря, побеждающего дракона. В эти студеные дни ноябрьского предзимья сумерки сгущаются все раньше. Теперь важно, чтобы маленькое собственное солнышко начало разгораться в душе каждого первоклашки, чтобы его внутренние силы прибавлялись и помогали преодолевать внешнюю тьму. Ведь страх темноты – один из самых типичных для шести-семилетних детей, наряду с боязнью громких и резких звуков, неприязни со стороны окружающих и т.п.

      Вообще, страх – нормальная реакция человека на некую опасность. Но мы можем поддаться ему и уйти от решения проблемы, по-страусиному спрятав голову в песок. А можем пойти ему навстречу и найти возможность разрешить опасную ситуацию. Так мы выбираем между трусостью и смелостью.

      Каждый из нас, даже самая маленькая первоклассница, обладает некой, пускай не внешней, так внутренней силой. Мы можем обратить ее в насилие, утвердить себя, подавив окружающих, или поставить ее на защиту добра и справедливости. Так мы выбираем между агрессией и благородством, между драконом и рыцарем.

      В каждом человеке есть оба полюса, и только мы сами решаем, на что обратить свою силу. Ведь всякое воспитание является по сути самовоспитанием. Мы можем лишь создать ребенку соответствующие условия. Благородный человек благороден (морален) вне зависимости от того, видит его кто-то или нет, потому что его совесть никогда не спит. Благородному человеку стыдно за неблаговидный поступок, и он старается его исправить. Нача задача – дать детям почувствовать себя благородными. Это первая прививка благородства, рыцарства, первая встреча с очень важным переживанием, которое продолжится в образах Святого Георгия во втором классе, Ильи Муромца в четвертом, короля Артура в шестом, а может, и в постановке пьесы Е. Шварца «Дракон» в восьмом классе.

      Посвящение в рыцари – это праздник – переживание. А любое переживание требует времени. За несколько недель до праздника в ритмической части и на уроках музыки у нас появляются соответствующие теме праздника песни, стихи и сказки. Дети вместе с папами делают деревянные мечи. В каждый меч обязательно должна быть вложена сила будущего рыцаря, поэтому дети тоже что-то пилят, прикрепляют, шлифуют. А мамы тем временем готовят для них красные плащи и ободки с серебряными или золотыми звездами.

      - А девочкам что ли тоже надо мечи и плащи?

      - Разве девочки бывают рыцарями? – вижу растерянность и недоумение на некоторых лицах.

      - А девочки хотят быть смелыми и благородными?

      - Хотим! Конечно, хотим!

      - Значит, и девочек тоже будем посвящать в рыцари.

      Победоносные взгляды в сторону мальчиков.

      Наконец, наступает торжественный день. И все первоклассники по зыбкому воздушному мосту, перекинутому над глубокой пропастью, проходят в небесный чертог архангела Михаила. Хотя воздушный мост сооружен взрослыми из перевернутых скамеек, местами он действительно зыбкий, так как пара скамеек положена на порог и ощутимо качается под ногами, а перекладина, по которой идем, довольно узкая. Страшновато? Но ведь мы хотим стать рыцарями и храбро продолжаем путь.

      И вот мы в святая святых, в небесном чертоге архангела Михаила. Сейчас вход родителям сюда воспрещен, хотя именно мамы помогают подготовить все к предстоящему таинству. А кто это на возвышении перед нами? Да это же сам архангел Михаил, в длинном красно-золотом плаще, с золотой звездой на голове и большим мечом в руке. Это ничего, что наш архангел учится пока в девятом классе, зато его фигура вполне величественна, голос тверд, а лик на редкость серьезен.

      - Я посвящаю тебя в рыцари! – громогласно возвещает он поднявшемуся к нему первокласснику, облаченному в рыцарские доспехи, и троекратно касается его своим небесным мечом. Новоиспеченный рыцарь получает из рук учительницы свой меч и возвращается к друзьям, которые следят за ним, затаив дыхание, в ожидании своей очереди.

      Наш обряд красив своей лаконичностью. Скоро все юные рыцари, вооруженные мечами, стоят перед Михаилом и торжественно произносят слова клятвы:

      Укротим свою трусость.

      Укрепим свою смелость.

      Уничтожим свой страх.

      Пусть дарит нам мир

      Сила твоя, Святой Михаил!

      После этого они с удовольствием пьют рыцарский напиток (вкусный, красивый и полезный) и, попрощавшись с Михаилом, возвращаются в класс.

      Но что это? Посреди класса за черным занавесом кто-то скрывается! Поем нашу боевую песню, решительно размахивая мечами, и дружно «разрубаем гору». За ней оказывается поверженный дракон. Мы победили! Стоп! Лежачего не бьют! А вот забраться прямо в пасть чудовищу и проползти сквозь него можно. Дракон «оживает», когда кто-то проползает внутри: он смешно ворочается и помахивает короткими лапами. А для храбреца внутри это не всегда просто, как кажется. Это ведь в некоторой степени «родиться заново».

      Победители счастливы. Они еще не знают, как часто придется им побеждать того дракона, который внутри, и насколько труднее будет это совершить. Но первый шаг они сегодня сделали.



      В основу статьи легла статья «Посвящение в рыцари»

      Из журнала «Берег» 2011 (№11)

      Автор Елена Однокурцева