1. Школьная фотография5

    Имя:

    Пароль:

    Запомнить

  2. Информационная структура сайта Написать сообщение
    1. низ доски
    2. ПРАЗДНИКИ И СОБЫТИЯ
      В ИРКУТСКОЙ ВАЛЬДОРФСКОЙ ШКОЛЕ

       

      День Святого Михаила

      Задумываемся ли мы в детстве о духовном содержании праздника? Пожалуй, нет. Мы просто радуемся его чудесам и всей душой отдаемся волшебным ритуалам. Ведь ребенок пока еще больше существо духовного мира, чем физического. Его путь в земную жизнь лишь в самом начале. Потому так важны для него внешние атрибуты праздника. А его внутреннее содержание ребенок переживает пока неосознанно, зачастую гораздо глубже взрослых. Ведь, праздники как раз и есть те вехи, которые помогают детской душе вжиться в солнечный ритм земного бытия.

      В этом смысле первый класс закладывает основу не только на последующие школьные годы. Но и на всю будущую жизнь человека. Именно поэтому первый школьный год ребенка так насыщен особенными праздничными переживаниями. Это и наш «первоклассный» урожай на празднике Осени, и крохотная отважная Пичужка, принесшая огонь на землю, и таинственный путь от тьмы к свету по адвентской спирали, и конечно, посвящение в рыцари.

      Мы приурочили его ко времени Архистратига Михаила, предводителя небесного воинства в битве против зла, защитника добра, правды и благ всего человечества. На Руси не было города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Михаилу. Всем известен Архангельский собор в Московском Кремле. Город Архангельск получил свое имя от Михайло-Архангельского монастыря, основанного в XII веке. В Иркутске же в XVIII веке была освящена церковь во имя Архангела Михаила. На старинных иконах, хранящихся в нашем художественном музее, Михаил изображен в красном плаще, с белыми крыльями за спиной и огненным мечом в руке.

      Для первоклассников же этот праздник – прежде всего переживание образа смелого рыцаря, побеждающего дракона. В эти студеные дни ноябрьского предзимья сумерки сгущаются все раньше. Теперь важно, чтобы маленькое собственное солнышко начало разгораться в душе каждого первоклашки, чтобы его внутренние силы прибавлялись и помогали преодолевать внешнюю тьму. Ведь страх темноты – один из самых типичных для шести-семилетних детей, наряду с боязнью громких и резких звуков, неприязни со стороны окружающих и т.п.

      Вообще, страх – нормальная реакция человека на некую опасность. Но мы можем поддаться ему и уйти от решения проблемы, по-страусиному спрятав голову в песок. А можем пойти ему навстречу и найти возможность разрешить опасную ситуацию. Так мы выбираем между трусостью и смелостью.

      Каждый из нас, даже самая маленькая первоклассница, обладает некой, пускай не внешней, так внутренней силой. Мы можем обратить ее в насилие, утвердить себя, подавив окружающих, или поставить ее на защиту добра и справедливости. Так мы выбираем между агрессией и благородством, между драконом и рыцарем.

      В каждом человеке есть оба полюса, и только мы сами решаем, на что обратить свою силу. Ведь всякое воспитание является по сути самовоспитанием. Мы можем лишь создать ребенку соответствующие условия. Благородный человек благороден (морален) вне зависимости от того, видит его кто-то или нет, потому что его совесть никогда не спит. Благородному человеку стыдно за неблаговидный поступок, и он старается его исправить. Нача задача – дать детям почувствовать себя благородными. Это первая прививка благородства, рыцарства, первая встреча с очень важным переживанием, которое продолжится в образах Святого Георгия во втором классе, Ильи Муромца в четвертом, короля Артура в шестом, а может, и в постановке пьесы Е. Шварца «Дракон» в восьмом классе.

      Посвящение в рыцари – это праздник – переживание. А любое переживание требует времени. За несколько недель до праздника в ритмической части и на уроках музыки у нас появляются соответствующие теме праздника песни, стихи и сказки. Дети вместе с папами делают деревянные мечи. В каждый меч обязательно должна быть вложена сила будущего рыцаря, поэтому дети тоже что-то пилят, прикрепляют, шлифуют. А мамы тем временем готовят для них красные плащи и ободки с серебряными или золотыми звездами.

      - А девочкам что ли тоже надо мечи и плащи?

      - Разве девочки бывают рыцарями? – вижу растерянность и недоумение на некоторых лицах.

      - А девочки хотят быть смелыми и благородными?

      - Хотим! Конечно, хотим!

      - Значит, и девочек тоже будем посвящать в рыцари.

      Победоносные взгляды в сторону мальчиков.

      Наконец, наступает торжественный день. И все первоклассники по зыбкому воздушному мосту, перекинутому над глубокой пропастью, проходят в небесный чертог архангела Михаила. Хотя воздушный мост сооружен взрослыми из перевернутых скамеек, местами он действительно зыбкий, так как пара скамеек положена на порог и ощутимо качается под ногами, а перекладина, по которой идем, довольно узкая. Страшновато? Но ведь мы хотим стать рыцарями и храбро продолжаем путь.

      И вот мы в святая святых, в небесном чертоге архангела Михаила. Сейчас вход родителям сюда воспрещен, хотя именно мамы помогают подготовить все к предстоящему таинству. А кто это на возвышении перед нами? Да это же сам архангел Михаил, в длинном красно-золотом плаще, с золотой звездой на голове и большим мечом в руке. Это ничего, что наш архангел учится пока в девятом классе, зато его фигура вполне величественна, голос тверд, а лик на редкость серьезен.

      - Я посвящаю тебя в рыцари! – громогласно возвещает он поднявшемуся к нему первокласснику, облаченному в рыцарские доспехи, и троекратно касается его своим небесным мечом. Новоиспеченный рыцарь получает из рук учительницы свой меч и возвращается к друзьям, которые следят за ним, затаив дыхание, в ожидании своей очереди.

      Наш обряд красив своей лаконичностью. Скоро все юные рыцари, вооруженные мечами, стоят перед Михаилом и торжественно произносят слова клятвы:

      Укротим свою трусость.

      Укрепим свою смелость.

      Уничтожим свой страх.

      Пусть дарит нам мир

      Сила твоя, Святой Михаил!

      После этого они с удовольствием пьют рыцарский напиток (вкусный, красивый и полезный) и, попрощавшись с Михаилом, возвращаются в класс.

      Но что это? Посреди класса за черным занавесом кто-то скрывается! Поем нашу боевую песню, решительно размахивая мечами, и дружно «разрубаем гору». За ней оказывается поверженный дракон. Мы победили! Стоп! Лежачего не бьют! А вот забраться прямо в пасть чудовищу и проползти сквозь него можно. Дракон «оживает», когда кто-то проползает внутри: он смешно ворочается и помахивает короткими лапами. А для храбреца внутри это не всегда просто, как кажется. Это ведь в некоторой степени «родиться заново».

      Победители счастливы. Они еще не знают, как часто придется им побеждать того дракона, который внутри, и насколько труднее будет это совершить. Но первый шаг они сегодня сделали.

      В основу статьи легла статья «Посвящение в рыцари»

      Из журнала «Берег» 2011 (№11)

      Автор Елена Однокурцева

        

      Рождество

      Рождество 24-25 декабря принято считать католическим Рождеством, но оно также является христианским для части Православия, перешедшего на новый  Григорианский календарь летоисчисления. Для Русской Православной Церкви, живущей по Юлианскому календарю, Рождество наступает двумя неделями позже – 6-7 января по Григорианскому календарю.

      Одна из главных причин, отчего мы, согласно космическому календарю, празднуем Рождество именно 25-го декабря — это завершение дней зимнего солнцестояния и... поворот на лето. Поворот к свету, к прибавлению дня, которое ощущается всеми нами в это время.

      В школе происходит долгая и бурная подготовка к Сочельнику — поистине самому детскому — празднику. От первой свечи Адвента и до первой звезды Рождества... Существует большая рождественская ярмарка — шумная, красочная, вкусная! Наверное, самая нарядная: полная сверкающих украшений, имбирных домиков, ароматных пряников, восковых свечей, витражей с изображениями звезды, Марии с младенцем, Ослика у яслей, ... всего, что дети и взрослые сделали во время самой короткой, но самой продуктивной четверти в году. Столик времён года в классе украшен праздничной тканью, на которой постепенно появляется камни, растения, животные, вертеп, ясли, главные герои этого праздника, а также три царя с дарами, идущие через пустыню, чтобы поздравить младенца Христа.

      Несмотря на всю яркость Рождества и, конечно же,  Нового года, часто возникает ощущение, что именно «ожидание чуда... чуда прекрасней». Возникает именно благодаря удовольствию от процесса подготовки: от появления первых еловых лап, привезённых из леса, от плетения рождественских венков, запаха смолы в классе, от шуршащих серебром поделок для будущей ёлки, от многолетней игры в «Тайного друга», когда и учителя, и дети, и родители подкладывают друг другу незаметные подарки в ботинки, рукавицы, карманы, стараясь бескорыстно радовать близких, не привлекая внимания и не требуя ничего взамен. Возможно, это и есть самый редкий, самый чистый вид любви: делать что-то хорошее, не ожидая в ответ ничего —  даже благодарности.

      Кульминацией это грандиозной подготовки является общешкольный Рождественский концерт-подарок, а в каждом классе проводится ёлка. У старшеклассников это непременный рождественский бал, ставший традицией. Прибавьте сюда домашнее празднование Нового года  и... становится понятным, отчего всё идёт восходящим потоком: от первой свечки, одиноко светящей в тёмном классе и по нарастающей спирали Адвента — к фейерверкам Нового года и... прибавлению светового дня.

      Анна Злобина,

      учитель английского языка и литературы

       

       

       Новогодняя ярмарка

      Новогодняя ярмарка в Иркутской Вальдорфской школе является одним из самых долгожданных событий. К ней приятно готовиться, ее приятно переживать, о ней приятно потом вспоминать. Ярмарка представлет собой не только день торговли, но и день, который можно весело и необычно провести со своей семьей и друзьями. Организованы игровые зоны для детей младшего школьного возраста, мастер-классы и студии; в мастерских наши папы смогут проявить себя в ремесленных или боевых искусствах; если нам позволит погода - сможем открыть чайную во внутреннем дворе. 

      Новые правила ярмарки от 14.11.2016 Рождество.docx

       

       

      Литературная гостиная

      Родное имеет право быть несовершенным и смешным...

      Каждый год, когда зимние праздники позади, а до каникул далеко как до старости и совершенства, приходит время праздника в непраздничное время — литературной гостиной.

      Оглядываясь назад и вспоминая, как всё начиналось в далёком 2005 году с лёгкой руки романтичной Инны Вячеславовны Куликовой, не могу не отметить, что идея литературных гостиных оказалась жизнеспособной и вполне продуктивной. Хотя идеальным было бы воплощение идеи в крепкую традицию, какой стали, например, балы в нашей школе. Когда знамя, которое нёс выпуск 2009, перешло в классы, которые шли за ними; его подхватили, поддержали и... всё оно как будто живёт и происходит само — фактически без участия учителей. С другой стороны, литературный вечер не коллективное мероприятие, не массовое, а личное, интимное... и всегда оно будет носить отпечаток личности ведущего, который его направляет, поддерживает, задаёт тон, ритм, даже цвет, размер... словом, оформляет его целиком — его длину, его декорации, освещение, выбирает его тему в конечном итоге!.. Хоть и советуясь с окружающими...

      И если автор идеи всегда выбирала тему любви, то, боюсь, мне никогда не хватит серьёзности, чтобы придерживаться этой благодатной темы, а хочется разбрасываться и говорить обо всём, что волнует: будь то остывающая дружба, неслучившаяся судьба, истинное предназначение, проблемы с естественными или точными науками, невероятно тёплая (или холодная!) зима, вкусные вафли, нежелание жить и работать, норвежские фьорды, непонимания между людьми, предательство, ненависть, воспоминания о прошедшей и лучшей жизни, благородстве, о невыплаченных долгах; я хочу, чтобы на гостиных были также «пруд с убийцами и вышивание крестиком», как сказал бы автор пьесы «Питер Пэн». Словом, чтобы на вечер могли прийти и невлюблённые тоже. И вообще, возможно те, кто в феврале тоскуют, хандрят и не видят особого смысла ни в чём, но именно, чтобы напомнить себе: «это не значит, что смысла нет — это значит, что я его просто не ощущаю». Ну, и посмеяться, конечно, тоже... возможно, это вообще то, ради чего я сама туда прихожу. Ну, и ради песен нашего Олега Серапионовича, конечно же!..

      Надо сказать, что два года подряд ему и Елене Николаевне приходилось вести литературные гостиные, т. к. я брала тайм-аут в связи с обстоятельствами моей беспокойной биографии. И только тогда поняла, как сильно я дорожу «наследством» Инны Вячеславовны, ревниво наблюдая со стороны с деланным равнодушием, ибо только ленивый не писал мне о том... как назло мне писали только о том, что не понравилось, а я сидела и варилась в чувстве вины: как если бы оставила своего ребёнка, а сама уехала навсегда. Хотя до этого считала дитя довольно чахлым, вялым и вообще крайним.

      Если из концерта всегда можно сделать эффектный и готовый «показ», то здесь основное правило «спонтанности» здорово мешает глянцевитости картинки, которую бы хотелось видеть. Часто спрашивают: — Отчего бы не раздать учащимся стихотворения, чтобы они их подготовили, а потом прочли? Или проверить их перед тем, как выпускать на сцену?

      Ответ: — Именно потому, что литературный вечер это не официальное мероприятие, а для души... это домашнее, родное. А своё, родное и редкое (к вопросу о том, почему литературный вечер проходит только раз в год) имеет право быть несовершенным. И даже смешным... и неловким, и неуклюжим. Зато точно своим, а не тем, что Марья Петровна дала на бумажке и строго велела выучить к новогоднему вечеру или международному женскому дню.

      Инна Вячеславовна (автор проекта) присутствует на всех вечерах и ревниво оберегает их от превращения в концерт. Чтобы искра спонтанности и безудержного вдохновения если и не блистала, то хотя бы тлела. Возможно, просто она больше доверяет судьбе и людям. Мне же всегда хочется проконтролировать ситуацию, подстраховаться, подготовиться... и я не слишком верю в наличие спонтанности у обычных людей — не актёров и не тех, кто будут поступать в театральное училище. В одном мы единодушны: на гостиных должно быть, в сущности, два правила: ученик, который собрался прийти на литературный вечер, должен быть старше четырнадцати лет; и он должен напрочь забыть о том, что у него есть сотовый телефон (не в качестве видеокамеры или фотоаппарата). И даже, если ученик читает популярный стишок из социальной сети, то уж будь добр — выучи его наизусть, а не читай. Мы робко верим, что к моменту получения паспорта ты худо-бедно умеешь разбирать буквы... С другой стороны, литературный вечер традиционно состоит из смущения, наших ошибок, камерности, задушевности... словом, если концерт — это репетиция жизни, то литературные вечера — это сама жизнь. Во всех её проявлениях. И где-то нужно перетерпеть, поплакать, похихикать, поскучать, смутиться... возможно пережить чувство глубокого стыда за своих близких: каждый раз, когда я вижу человека, который, спотыкаясь, читает что-то по бумажке или с телефона — сердце кровью обливается. В жизни сердце так сжимается, когда родные старческие руки начинают неловко прыгать с целью нашарить очки или корвалол. Всё это вещи одного порядка.

      Для того, чтобы не только умирать от «жалости неисцелимой» или грустить о нашем несовершенстве в искусстве декламации, нужны бодрые номера с музыкой, танцами и песнями. Без них невозможно полноценно воспринимать тексты разной степени сложности и длины: внимание рассеивается. В этом году огромную поддержку в подготовке сценок и музыкальных номеров оказали молодые преподаватели — Александра Андреевна Мордвинова и Ирина Александровна Анисова. Без них ничего бы просто не было; зато теперь появилась надежда на движение вперёд, дальше, дальше, выше.

      Также литературный вечер - это попытка "поднять планку", пусть и безуспешно, ибо в определённом возрасте... к чёрту возраст! Всегда были и будут любители массовой культуры, всегда будут любители того, что крайне модно или просто примитивно. Опять же... есть круг стихов, который ты, забавляясь, слушаешь из года в год, оправдывая всё тем, что только у меня слоновья память, а все слушают как бы впервые, хотя, возможно, кто-то ещё тайком ведёт подсчёт, сколько раз прозвучит то или иное стихотворение. Есть и тайные недоумения — например, сейчас фактически не звучит немодный Маяковский, но зато гумилёвский «Жираф» всегда «на вершине чарта», если прибегнуть к «модному» языку. И, должна отметить, что стихи вообще редки — вальдорфцы сильны в пении, а не чтении. Планы на будущее ясны, мне кажется: научиться не только петь, но и читать. Наизусть, глядя в глаза, обмирая от собственной смелости. Ясный план на всю жизнь, не правда ли?

       Анна Андреевна Злобина,

      учитель английского языка и литературы